Ассоциация «Союз испытательных лабораторий и органов по сертификации»
127018, г. Москва
ул. Сущевский вал, д. 9, стр. 1

info@silalab.ru
Тел.: +7 (499) 391-32-73
В связи с выявленными случаями фальсификации обращений от имени Ассоциации "СИЛА", просим лиц, получивших обращение, проверить их достоверность по телефону 8 (499) 391-32-73 или по электронной почте info@silalab.ru.

Глава Росстандарта рассказал о планах по реализации стратегии борьбы с контрафактом

На Гайдаровском форуме представитель Россельхознадзора Алексей Алексеенко заявил, что в стране фальсифицируются почти все виды продовольствия. Ранее правительство утвердило стратегию борьбы с контрафактом и фальсификатом. Глава Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Алексей Абрамов рассказал “Ъ”, как госкомиссия по контрафакту собирается штрафовать нарушителей и какую роль в очистке рынка должна сыграть новая добровольная система сертификации продукции.

— Правительство недавно утвердило стратегию борьбы с контрафактом. Как ее можно будет реализовать?

— По нашему мнению, потребуется тесная координация деятельности разных ведомств в этом направлении. Борьба с контрафактом — работа, которая должна проводиться параллельно с формированием условий для развития цивилизованного рынка. Сейчас мы видим, что любая продукция на рынке найдет своего потребителя, и неважно, какого она качества. Одни производители готовы работать по правилам, другие эти правила вообще не признают. Естественно, они находятся в неравном рыночном положении. Мне кажется, на государственном уровне важно обозначить некоторые долгосрочные приоритеты в области качества, в том числе в виде специальных преференций производителей и мер по стимулированию потребления качественной продукции.

— В чем недостатки действующей системы госконтроля?

— Надо признать, что в целом традиционные инструменты госконтроля уже не работают в целях надзора за продукцией на рынке. Плановые или внеплановые проверки с предупреждением производителя далеко не всегда позволяют эффективно выявлять, устранять и предотвращать нарушения. Существующие законодательные ограничения для проведения государственных контрольных мероприятий и общее снижение контрольной нагрузки на бизнес не уравновешены адекватными мерами наказания для злостных нарушителей. К сожалению, даже в отношении серьезных правонарушений судебная практика идет по пути значительного снижения назначенных административных штрафов. В рамках совершенствования государственного контроля было бы правильным двигаться в сторону введения экономически обоснованных санкций в отношении нарушителей, соразмерных не только тяжести содеянного, но и размеру незаконно извлеченного дохода. Такой подход принципиально одобрен Государственной комиссией по противодействию контрафакту, которую возглавляет министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Помимо системной работы контрольно-надзорных органов и деятельности правоохранительных органов основное внимание необходимо уделять созданию условий для развития цивилизованного рынка и поощрению добросовестного поведения.

— Система техрегулирования была переформатирована для вступления РФ в ВТО. Как будет развиваться система управления безопасностью и качеством на рынке далее?

— Да, в начале 2000-х мы имплементировали передовые международные принципы и практики. В технических регламентах были установлены минимальные для допуска на рынок требования по безопасности и закреплены процедуры подтверждения соответствия. Теперь же наша с Минпромторгом России задача — постараться переосмыслить инструменты сертификации, создать современную инфраструктуру качества и предложить российским производителям, потребителям и ритейлерам авторитетную национальную систему сертификации, которой будут доверять все участники рынка.

— Многочисленные добровольные системы, существующие на рынке, не работают?

— Действительно, у нас слишком много добровольных систем сертификации, это недостаток нашего регулирования. Такие системы могут регистрироваться в уведомительном порядке, не представляя потом практически никакой отчетности о результатах своей деятельности. Государство как регулятор вообще не знает, что происходит после регистрации таких систем. По нашему мнению, должны быть прозрачные правила игры, четко прописанные процедуры подтверждения соответствия, публичная отчетность о результатах работы, открытые реестры результатов оценки соответствия, четкая идентификация и прослеживаемость сертифицированной продукции, надлежащий инспекционный контроль со стороны органов по сертификации.

— Как соотносится запуск национальной системы добровольной сертификации с участием государства в контроле качества?

— Напомню, что в нашей стране долгое время превалировал подход, опирающийся на государственную систему всеобъемлющей обязательной сертификации и тотальный контроль перед выпуском продукции на рынок. Всем известны «государственная приемка» и «пятилетки» борьбы за качественную продукцию. Национальная система сертификации задумана как добровольный проект и ориентирована на укрепление доверия между участниками рынка. Государство в рамках этого проекта определяет правила игры и обеспечивает создание и развитие необходимой инфраструктуры.

— Суть новой системы — повышенные требования к производителям?

— Не совсем. Вопрос в соблюдении существующих стандартов и подтверждении этого лабораториями Росстандарта: их сегодня около 50, плюс около 20 органов по сертификации. В целях выстраивания цепочки доверительных отношений заинтересованными участниками рынка будут добровольно приниматься на себя обязательства по прохождению процедур подтверждения соответствия. Орган по сертификации будет подписывать договор с производителем продукции, которому дана возможность эту продукцию маркировать знаком соответствия национальным стандартам,— и в отношении такой продукции, согласно договору, в любой момент, на производстве или при реализации, могут быть проведены лабораторные испытания на предмет соответствия качества заявленным параметрам.

— Есть ли какая-то отдельная статистика по контрафакту и фальсификату в разных отраслях? Достаточно ли хорошо представляют ведомства, с чем они борются?

— Официальной статистики, естественно, нет, это невозможно посчитать. Обычно контролирующие органы отталкиваются от показателей выявляемости конкретных нарушений и объема проведенных проверок, а также доли продукции с отклонениями по контролируемым параметрам. Мне кажется, неправильно делать серьезные выводы на основе оценочной доли контрафакта на рынке. Это скорее один из индикаторов комфортности ведения бизнеса добросовестными участниками.

— А можно ли сказать про отношения с коллегами по ЕАЭС, что это «дорога с двусторонним движением» — например, техрегламент в строительстве готовится уже около пяти лет. Можно ли организовать единое техрегулирование в ЕАЭС?

— Это вполне реально, но требует достаточно много времени и усидчивости от тех, кто этими вопросами занимается. На этапе формирования Таможенного союза, на волне интеграционного патриотизма три страны приняли сразу несколько десятков технических регламентов. Дальше процесс пошел намного медленнее. Думаю, есть большой шанс того, чтобы в ближайшее время был принят единый технический регламент на строительные материалы.

Полный текст интервью: http://www.kommersant.ru/doc/3194421